10 класс

 

Часть I

 

Задание 1. Данные ниже слова запишите в три столбца (по образцу), напишите  рядом транскрипцию каждого слова:

отметить, заявил, принёс, заём, изъян, люстра, ложь, сердце, ясный, отрежь, съезд.

 

Количество букв и звуков в слове одинаковое

Слова, в которых звуков больше, чем букв

Слова, в которых букв больше, чем звуков

Лягу – [лагу]

 

 

 

Задание 2. Составьте для данных слов статьи по образцу статей орфоэпического словаря, сделав необходимые пометы:

дефис, звонить, симметрия, тенденция, каталог.

 

Задание 3. Почему пишется замуж и невтерпёж без Ь, а невмочь и наотмашь с Ь? Дайте историческое объяснение.

 

Задание 4. В стихотворении А.А.Тарковского «Петровские казни» читаем:

Передо мною плаха

На площади встает,

Червонная рубаха

Забыться не дает.

Определите значение выделенного слова. Что вы знаете о его происхождении? Почему именно это слово употребил поэт в своем стихотворении?

 

Задание 5. Почему в словах досуха и досрочно на конце пишутся разные буквы, хотя они оба имеют приставку до- ?

 

Задание 6. В церковнославянском переводе Библии о земле обетованной сказано, что это земля, кипящая молоком и мёдом.

Что значит в данном случае слово кипеть? Как называется этот способ номинации? Обоснуйте свой ответ.

 

Задание 7. Какого рода в русском языке слово дружище? В каком падеже оно стоит? В чем особенность употребления этого слова в современном русском языке?

 

 

 

Задание 8. Какое выражение является в данном ряду «лишним»: дамоклов меч, кузькина мать, валаамова ослица, авгиевы конюшни, мамаево побоище, вавилонское столпотворение, дубина стоеросовая, верста коломенская?

Дайте комментарий.

 

Задание 9. Проведите анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек зрения: внушить, гончар, дар, неудача, прихотливый, деляга .

Данные слова запишите в два столбика по образцу:

Современное членение

Историческое членение

 

 

 

Задание 10. Приведите 10 – 15 крылатых выражений из художественных произведений И.А.Крылова, А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А.П.Чехова.

 

Задание 11. Расставьте знаки препинания в стихотворении Ф.Тютчева «Ещё земли печален вид…»

Ещё земли печален вид

А воздух уж весною дышит

И мертвый в поле стебль колышет

И елей ветви шевелит

Ещё природа не проснулась

Но сквозь редеющего сна

Весну послышала она

И ей невольно улыбнулась

Душа душа спала и ты

Но что же вдруг тебя волнует

Твой сон ласкает и целует

И золотит твои мечты

Блестят и тают глыбы снега

Блестит лазурь и тает кровь

Или весенняя то нега

Или то женская любовь

 

Задание 2. Вспомните сказку «Волк и семеро козлят» и

а) переложите её в форме милицейского протокола;

б) предложите рекламный текст, связанный с содержанием этой сказки. 

Объём текста – 1 – 1,5 стр.

 

Олимпиада по русскому языку

10 класс №2

 

1 тур

 

1.                  Греческая приставка «pro-» означает «перед». Какие слова в современном русском языке включают в себя этот элемент? Обоснуйте свой ответ.

                                                          

2.                  Составьте  несколько предложений со словами красивее, точно так, чтобы они относились к разным частям речи. Определите их синтаксическую роль в каждом предложении.

                                              

 

3.                  Исправьте ошибки в данных предложениях, взятых из сочинений, созданных школьниками на ЕГЭ по русскому языку. Чем они вызваны?

А) В конце этих произведений нет определенного конца.

Б) Большая половина людей думает так же.

В) Катерина мечтала и стремилась к настоящей любви.

Г) Онегину плевать, что о нем подумают. 

Д) Она останется навсегда вечной.

Е) В целом творчество Пушкина достойно восхищения.

Ж) В стихах поэта проявляется то лиризм, то сатиризм.

                                                                      

 

4.                  Объясните лексическое значение слов «репертуар», «радикальный».

 

5.                  Какая буква является самой молодой в русском алфавите? Кто ввел ее в русский алфавит? Как до этого обозначался соответствующий звук?

                                                                      

 

6.                  Замените фразеологизмами:

желание приходит во время действия; тайком сделать подлость кому-то; очень громко; безрезультатно.

                                                          

7.                  Образуйте формы повелительного наклонения: ехать, не ехать, лечь, положить, услышать.

 

 

8. Является ли обязательной запятая в предложении «Тронутый преданностью старого кучера, Дубровский замолчал и предался размышлениям»? Ответ обоснуйте. Обозначьте сказуемые, определите их вид.

                                                          

9. Поставьте ударения в словах и словоформах: послала, мельком, агентство, торты, мессия, диспансер, позвонишь, голодна, занял, понял.

                                                          

 

10. Объясните, от какого слова и каким способом образовано слово поваренный, выступающее в выражении поваренная соль. Подтвердите своё объяснение примерами других производных слов, которые образованы из исходных слов тем же способом и приблизительно так же соотносятся с ними по смыслу.

 

11.  Существует такая шутка. Диалог на рынке:

- Это у вас чёрная?

- Нет, красная.

- Почему же она жёлтая?

- Потому что зелёная.

О чём здесь идёт речь? Какие языковые явления лежат в основе этой задачи-шутки?

 

 

 

11 тур

 

Напишите короткое сочинение (1 страница) на тему: «Что такое коммуникабельность?» Кого из литературных героев вы назвали бы коммуникабельным или некоммуникабельным?»

.

 

 

Олимпиадные задания - 10 класс №3

Часть I

Задание 1. Какие из названных языков вместе с русским относятся к восточнославянским языкам?

Польский, лужицкий, чешский, словацкий, болгарский, македонский, сербохорватский, старославянский, украинский, белорусский.

 

Задание 2. Кого из русских князей, судя по прозвищу, можно назвать «единоборцем»?

Владимир Мономах, Юрий Долгорукий, Александр Невский, Иван Калита, Дмитрий Донской.

 

Задание 3. В скольких словах текста звонкими согласными буквами обозначаются глухие согласные звуки: «Мозг влюбившегося человека вырабатывает дофамин, – объясняет доктор Джон Марсден из лондонской клиники Модсли»?

 

Задание 4. В каком стихотворном отрывке произношение существительного «звезда» соответствует орфоэпическим и акцентологическим нормам современного русского языка?

 

1.

Куда ж я уехал! И черт меня нес

Меж грузных тбилисских двусмысленных звезд!

(А.Вознесенский)

 

2.

Открылась бездна звезд полна:

Звездам числа нет, бездна дна

(М.Ломоносов)

 

3.

Мы вошли среди крика и плеска.

Сядем здесь. Я боюсь первых мест.

Что за радость ослепнуть от блеска

Генеральских, сенаторских звезд.

(Н.Некрасов)

4.

Раз купец ему попался

Из родимых мест;

Ванька с ним с утра катался

До вечерних звезд.

 (Н.Некрасов)

 

Задание 5. Какая буква была исключена из русского алфавита в 1917-1918гг?

Ять, ер, еры, ерь, и («и-восьмеричное»)

 

Задание 6. Как иначе называется библейский фрукт смоква?

Финик, маслина, ананас, инжир, банан, кокос.

 

Задание 7. Что означает слово «позор» в стихотворении Е.Баратынского: «Величествен и грустен был позор/Пустынных вод, лесов, долин и гор»?

Стыд, бесчестие, печаль, сон, дремота, вид, зрелище, конец, умирание.

 

Задание 8. Какие лексические, грамматические и акцентологические архаизмы можно отметить в стихотворных строках А.С.Пушкина: «И жало мудрыя змеи /В уста замершие мои /Вложил десницею кровавой»? Дайте комментарий.

 

Задание 9. Какие слова исторически не родственны друг другу?

Меломан – маньяк, генетика – джентльмен, гардероб – гардемарин, карий –  карниз, фальшь – фальсификация. Прокомментируйте ответ.

 

 

Задание 10. Что означает крылатое выражение «ящик Пандоры»?

Уязвимое место, невиданная сила, причина вражды, запутанное дело, источник бед, двигательная сила. Составьте предложения.

 

Задание 11. Какой современной падежной форме соответствует архаическая форма имени существительного с предлогом в выражении «притча во языцех»?

 

Задание 12. Чем является  - ЕС – в существительном мн.числа «словеса»?

Суффикс, приставка, окончание, часть корня, наращение.

 

Задание 13. В каком предложении инфинитив глагола «работать» является сказуемым? Каким членом предложения он является в других предложениях?

1) Работать – значит жить. 2) Моё желание работать в школе исполнилось.        3) Прораб приказал работать без перекуров. 4) Сын поехал работать за рубеж. 5) Жить интересно – это много работать.

Часть II

 

Задание 1. Найдите орфографические ошибки в тексте и исправьте их.

С утра мать, в новых чеботах и в холщевом переднике, ставит квашёнку, моет и откидовает на решётку крыжовник для печенного пирога и для домашнего, смешенного с ромом крюшона.

Вечером появится с чепорным видом наш дядя Коля в празничном парчевом жилете и с подарочной коробочкой, которая перевязана берюзовой бечёвкой. Чокающимися с детьми фруктовыми напитками дядя смешён и трогателен, а его мажерное настроение заразительно.

 

 

Задание 2. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Первый признак ума есть просторечие» (А.С.Пушкин). Объем текста – 1–1,5 страницы.